Об оборонной доктрине Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 18 декабря 2017 года.

Одобрен Сенатом 20 декабря 2017 года.

Статья 1. Утвердить Оборонную доктрину Республики Узбекистан (прилагается).

Статья 2. Признать утратившим силу Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года № 105-I «О Военной доктрине Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 180).

Статья 3. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

  • привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
  • обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

г. Ташкент,

9 января 2018 г.,

№ ЗРУ-458

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ


УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-458

Оборонная доктрина Республики Узбекистан

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Оборонная доктрина Республики Узбекистан (далее — Доктрина) определяет принципы и подходы к обеспечению национальной безопасности Республики Узбекистан в военной сфере.

2. Республика Узбекистан подтверждает оборонительный характер Доктрины. Она не считает своим противником ни одно из государств и строит отношения со всеми странами на основе приоритета национальных интересов страны и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, взаимной выгоды, равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования всех спорных вопросов мирными средствами и путем переговоров, признания нерушимости и неизменности сложившихся межгосударственных границ.

3. Доктрина:

  • основывается на Конституции, Концепции национальной безопасности и других законодательных актах Республики Узбекистан, опирается на принципы и нормы международного права, Устава Организации Объединенных Наций, а также международных договоров, участницей которых является Республика Узбекистан;
  • исходит из национальных интересов страны, военно-политической обстановки в мире и регионе, степени угроз национальной безопасности в военной сфере, характера современных военных конфликтов;
  • учитывает основные положения Концепции внешнеполитической деятельности и других документов планирования обороны страны;
  • раскрывает направления и способы организации деятельности государства, общества и граждан по предотвращению военных конфликтов, защиты жизненно важных национальных интересов;
  • определяет на перспективу приоритеты политики государства в области обороны, основные принципы и направления подготовки, строительства и применения Вооруженных Сил Республики Узбекистан (далее — Вооруженные Силы).

4. Реализация Доктрины осуществляется в рамках единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности Республики Узбекистан.

5. В настоящей Доктрине применяются следующие основные понятия:

особый период — период с момента принятия решения о мобилизации (введения военного положения), включая весь период ведения военных действий;

военная организация государства — совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил, других органов, учреждений и специальных формирований, создаваемых на военное время, а также оборонно-промышленного комплекса, совместная деятельность которых направлена на решение задач по обеспечению военной безопасности;

оборона страны — система мер политического, экономического, военного, социально-правового, информационного, организационного и иного характера по обеспечению защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения;

угрозы национальной безопасности в военной сфере — факторы, характеризующиеся реальной возможностью применения военной силы против Республики Узбекистан;

незаконные вооруженные формирования — вооруженные объединения, отряды, группы, сформированные вопреки национальному и международному законодательству, преследующие террористические, экстремистские, криминальные или иные цели;

угрожаемый период — период времени различной продолжительности, который, как правило, предшествует началу военного конфликта и характеризуется крайним обострением военно-политической обстановки;

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

вооруженный конфликт — вооруженное столкновение (акция, инцидент) ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт) в целях разрешения экономических, политических, национальных, этнических, религиозных и других противоречий, при котором состояние войны не объявляется;

военный конфликт — форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы, которая охватывает все виды вооруженного противоборства, включая войны и вооруженные конфликты;

военная агрессия — применение военной силы против суверенитета, территориальной целостности и государственной независимости Республики Узбекистан;

военная безопасность — состояние защищенности национальных интересов от угроз безопасности государства в военной сфере.

II. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКТРИНЫ

1. Особенности военно-политической обстановки

6. В условиях продолжающейся глобализации и трансформации всей системы международных отношений военно-политическая обстановка в мире характеризуется расширением спектра вызовов и угроз международной и региональной безопасности — усиление геополитического противостояния, преобладание силового подхода к разрешению конфликтов и кризисных ситуаций, снижение порога применения силы, в т.ч. оружия массового поражения, милитаризация, активизация международного терроризма и экстремизма, возрастание противоборства в информационном и киберпространстве.

Все чаще общепризнанные принципы и нормы международного права подвергаются вольной интерпретации и избирательному применению.

Тревожные тенденции, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, в глобальном масштабе ведут к обострению существующих и возникновению новых очагов напряженности. Как следствие положение в мире все более усложняется, приобретает труднопрогнозируемый характер.

В свою очередь на ситуацию в Центральной Азии негативно влияют сохраняющиеся вызовы и угрозы терроризма, экстремизма, наркотрафика и трансграничной преступности. Особую угрозу безопасности региону несет в себе деятельность незаконных вооруженных формирований в Афганистане.

7. Указанные в пункте 6 данного раздела факторы могут вызвать необходимость применения военной силы. В этих условиях оборонный потенциал государства остается одним из основных инструментов сдерживания, нейтрализации и ликвидации угроз национальной безопасности в военной сфере.

2. Основные угрозы национальной безопасности в военной сфере

8. Основными угрозами национальной безопасности в военной сфере являются:

  • военные конфликты, угрожающие переносом военных действий на территорию Республики Узбекистан;
  • демонстративное наращивание группировок войск вблизи Государственной границы Республики Узбекистан, ведущее к дисбалансу сил в регионе и свидетельствующее о приготовлении к военной агрессии против Республики Узбекистан;
  • посягательства на суверенитет и территориальную целостность Республики Узбекистан;
  • создание, обучение и оснащение незаконных вооруженных формирований для их заброски непосредственно на территорию Республики Узбекистан либо в приграничные районы соседних государств;
  • трансграничная и международная организованная преступная деятельность, связанная с наркотрафиком, контрабандой оружия, боеприпасов, отравляющих и взрывчатых веществ, иных средств, используемых для осуществления диверсионно-террористической деятельности;
  • идеологические и психологические акции в информационно-коммуникационном пространстве, направленные против суверенитета, независимости, территориальной целостности Республики Узбекистан и представляющие угрозу мирной жизни населения.

3. Политика Республики Узбекистан в области обороны

9. Основными целями политики Республики Узбекистан в области обороны являются:

  • защита независимости, суверенитета, территориальной целостности и конституционного строя;
  • обеспечение военной безопасности государства;
  • укрепление международного и регионального сотрудничества, безопасности, стабильности и добрососедства в Центральной Азии;
  • постоянное развитие военной организации государства, поддержание ее в готовности к вооруженной защите Республики Узбекистан.

10. Политика Республики Узбекистан в области обороны основана на следующих принципах:

  • неприменение военной силы против других государств, кроме случаев пресечения и отражения военной агрессии;
  • неделимость безопасности, недопустимость укрепления собственной безопасности за счет безопасности других государств;
  • невмешательство во внутренние дела других государств, мирное урегулирование возможных споров;
  • неучастие в военно-политических блоках, оставление за собой права выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок;
  • оборонная достаточность;
  • адекватность военного строительства характеру современных военных конфликтов;
  • отказ от производства, приобретения, хранения, распространения и размещения ядерного и других видов оружия массового поражения;
  • приверженность принципам Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии;
  • недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов;
  • неучастие Вооруженных Сил в миротворческих операциях и военных конфликтах за рубежом;
  • опора на духовно-нравственные ценности и культурно-цивилизационную идентичность народа.

11. Республика Узбекистан, проводя миролюбивую политику, считает одной из приоритетных задач активное участие в предотвращении военных конфликтов.

Основными направлениями политики Республики Узбекистан в этой области являются:

а) на национальном уровне:

поддержание военной организации государства в готовности к действиям по предназначению;

развитие собственного оборонно-промышленного комплекса и его научно-производственной базы;

применение передовых технологических и иных решений, направленных на минимизацию рисков, связанных с информационно-идеологическим воздействием на массовое сознание населения с целью подрыва доверия к общественным институтам и органам власти, а также вмешательства во внутренние дела государства;

б) на региональном уровне:

обеспечение мира и стабильности в регионе, решение ключевых проблем региональной безопасности, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане, решение вопросов использования ресурсов трансграничных водотоков, завершение процессов делимитации и демаркации границ, обеспечение экологической устойчивости, принятие эффективных мер по реагированию на чрезвычайные ситуации и трансграничные угрозы природного и техногенного характера;

укрепление взаимопонимания и конструктивного сотрудничества со всеми странами Центральной Азии по недопущению и нейтрализации внешних и внутренних угроз миру, стабильности и безопасности в регионе, борьбе с экстремизмом, терроризмом, организованной и трансграничной преступностью;

расширение сотрудничества в военной сфере, укрепление доверия и безопасности между государствами региона;

в) на международном уровне:

участие в работе Организации Объединенных Наций, других международных организаций и институтов по обеспечению международной безопасности и развитию сотрудничества;

установление и поддержание отношений стратегического партнерства и создание прочных взаимовыгодных межгосударственных связей с заинтересованными странами исходя из долгосрочных интересов национальной безопасности Республики Узбекистан;

содействие глобальным усилиям по нераспространению оружия массового поражения;

предупреждение и пресечение проявлений экстремизма и международного терроризма;

развитие международного военного и военно-технического сотрудничества.

12. Республика Узбекистан, реализуя свое право на обеспечение военной безопасности, может применять свои Вооруженные Силы в целях:

  • отражения военной агрессии;
  • борьбы с экстремизмом, терроризмом и иными противоправными проявлениями, угрожающими национальной безопасности в военной сфере;
  • ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • содействия правоохранительным органам в обеспечении безопасности и правопорядка.

III. ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКТРИНЫ

1. Характер современных военных конфликтов

13. В условиях нестабильного развития международной военно-политической обстановки сохраняются угрозы национальной безопасности Республики Узбекистан, не исключающие вероятности вовлечения ее в военные конфликты различной интенсивности.

14. Основными характерными особенностями современных военных конфликтов являются:

  • заблаговременное информационно-психологическое воздействие, направленное на формирование политических мотивов и международного общественного мнения о необходимости применения военной силы для разрешения противоречий;
  • активное использование, наряду с военной силой, мер невоенного характера (политических, экономических, информационно-психологических и других);
  • применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, беспилотных летательных аппаратов и роботизированных комплексов, сетевых автоматизированных систем управления;
  • способность точечно поражать объекты на всей территории противоборствующих сторон;
  • высокая мобильность и самодостаточность группировок войск;
  • активное участие сил специальных операций, незаконных вооруженных формирований, частных военных компаний и другого наемного персонала, использующих диверсионные и террористические методы ведения борьбы;
  • широкая вовлеченность и высокая уязвимость местного населения;
  • целенаправленное поражение (нарушение функционирования) важных объектов инфраструктуры государства, разрушение которых может спровоцировать масштабные чрезвычайные ситуации, в том числе трансграничные;
  • высокая вероятность быстротечной трансформации одной формы военного конфликта в другую.

2. Основные направления подготовки страны к возможным военным конфликтам

15. Обеспечение национальной безопасности Республики Узбекистан в военной сфере является одной из главных задач государства и заключается в заблаговременной подготовке к возможным военным конфликтам, их сдерживании и предотвращении.

16. Основными направлениями подготовки страны к возможным военным конфликтам являются:

  • обеспечение координации и взаимодействия всех компонентов военной организации государства для решения оборонных задач;
  • мониторинг и прогнозирование тенденций развития военно-политической обстановки и принятие своевременных адекватных мер по нейтрализации угроз национальной безопасности в военной сфере;
  • реализация мер по поддержанию благоприятных политических и экономических условий для решения оборонных задач;
  • проведение мероприятий по мобилизационной подготовке страны, оперативному оборудованию территории и развитию военной инфраструктуры;
  • планомерное развитие военной организации государства в соответствии с экономическими возможностями страны, обеспечивающее эффективное решение оборонных задач;
  • совершенствование системы защиты и охраны Государственной границы Республики Узбекистан;
  • реализация комплексных мер по совершенствованию системы охраны и обороны важных государственных (военных) объектов;
  • повышение эффективности функционирования систем территориальной обороны и гражданской защиты;
  • формирование системы информационной безопасности, разработка форм, методов и средств активного информационного противоборства;
  • внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления военной организацией государства;
  • своевременная постановка и уточнение задач Вооруженным Силам, всестороннее материально-техническое обеспечение их действий;
  • непрерывная работа по патриотическому воспитанию граждан Республики Узбекистан и укреплению у них чувства ответственности за судьбу Родины, а также эффективная духовно-просветительская и психологическая подготовка личного состава Вооруженных Сил.

3. Вооруженные Силы, их основные задачи и основы применения

17. Вооруженные Силы являются основой военной организации государства и системы обороны страны, предназначены для сдерживания и предотвращения военных конфликтов, а также обеспечения военной безопасности государства.

См. предыдущую редакцию.

В состав Вооруженных Сил входят соответствующие органы управления, войска, воинские формирования и учреждения министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Национальной гвардии, Службы государственной безопасности, других министерств и ведомств Республики Узбекистан.

(абзац второй пункта 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 28 ноября 2023 года № ЗРУ-880 — Национальная база данных законодательства, 29.11.2023 г., № 03/23/880/0905)

18. Основными задачами Вооруженных Сил являются:

а) в мирное время:

постоянный системный анализ и прогнозирование развития военно-политической обстановки;

своевременное предупреждение (оповещение) всех сил и средств системы обороны страны об угрозах национальной безопасности в военной сфере;

детальное и адекватное планирование применения Вооруженных Сил в соответствии со складывающейся военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государства;

поддержание боеготовности и боеспособности органов управления и войск (сил и средств) на уровне, обеспечивающем пресечение вооруженных конфликтов;

обеспечение готовности Вооруженных Сил к стратегическому развертыванию в случае угрозы развязывания войны;

защита и охрана Государственной границы Республики Узбекистан;

охрана и оборона важных государственных (военных) объектов и коммуникаций;

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

поддержание режима чрезвычайного положения;

проведение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны и развитию военной инфраструктуры;

поддержание систем территориальной обороны и гражданской защиты в готовности к развертыванию в установленные сроки и эффективному выполнению задач по предназначению;

содействие правоохранительным органам в противодействии подрывной деятельности деструктивных сил, направленной против основ государственной власти и управления, социально-политической стабильности и причинения ущерба военной безопасности;

организация и выполнение планов оперативной и боевой подготовки органов управления и войск;

б) в угрожаемый период:

проведение комплекса мероприятий по приведению Вооруженных Сил в высшие степени боевой готовности;

стратегическое развертывание Вооруженных Сил;

развертывание систем территориальной обороны и гражданской защиты;

поддержание режима военного положения;

в) в военное время:

отражение военной агрессии и нанесение поражения войскам агрессора;

принуждение агрессора к прекращению военных действий на условиях, не противоречащих национальным интересам Республики Узбекистан.

19. Применение Вооруженных Сил организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан, а также другими документами планирования обороны страны.

Формы и способы применения Вооруженных Сил определяются с учетом реально складывающейся военно-политической обстановки и характера агрессивных действий по отношению к Республике Узбекистан.

4. Действия Вооруженных Сил по защите населения и объектов от чрезвычайных ситуаций

20. На всей территории страны организуется система защиты населения и потенциально опасных объектов от воздействия поражающих факторов современных средств нападения, диверсионно-террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

21. Проведение инженерной, радиационной, химической и иных видов разведки, поисково-спасательных, эвакуационных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения, первоочередное обеспечение жизнедеятельности пострадавших людей, восстановление жизнеобеспечения объектов, а также выполнение остальных задач гражданской защиты осуществляют Войска гражданской защиты, воинские и специализированные формирования министерств и ведомств, территориальные и объектовые формирования гражданской защиты в соответствии с заранее разработанными и утвержденными совместными планами.

5. Руководство обороной страны и Вооруженными Силами

22. Руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Узбекистан — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Узбекистан. Он определяет основные направления оборонной политики и военного строительства Республики Узбекистан.

23. Кабинет Министров Республики Узбекистан решает вопросы всестороннего обеспечения потребностей военной организации государства в необходимых финансовых, материальных и иных ресурсах для решения оборонных задач, оперативного оборудования территории страны в интересах обороны, организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил вооружением, военной техникой и другими материально-техническими средствами, обеспечивает проведение единой государственной политики в области формирования государственных военных заказов и организации производств оборонного значения, организует мобилизационную подготовку экономики страны, осуществляет руководство гражданской защитой.

24. Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан и граждане Республики Узбекистан в пределах, определенных Конституцией и законодательством Республики Узбекистан, участвуют в решении оборонных задач.

25. Руководство воинскими формированиями, входящими в состав Вооруженных Сил, осуществляют центральные аппараты министерств обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, а также органы управления других министерств и ведомств Республики Узбекистан.

Министр обороны в условиях военного времени является заместителем Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан.

26. Генеральный штаб Вооруженных Сил является основным органом планирования обороны страны в мирное время и оперативного управления Вооруженными Силами в военное время.

В мирное время Генеральный штаб Вооруженных Сил организационно входит в состав Министерства обороны Республики Узбекистан и подчиняется министру, а в военное время становится рабочим органом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан.

27. Военный округ является основной военно-административной единицей и территориальным общевойсковым оперативно-стратегическим объединением Вооруженных Сил. Командование военного округа осуществляет оперативное планирование и управление подчиненными войсками в мирное и военное время, а также единое планирование, координацию и взаимодействие всех воинских формирований, входящих в состав Вооруженных Сил и дислоцирующихся в его территориальных границах, в интересах вооруженной защиты страны на заданном направлении.

6. Основные задачи и направления развития военной организации государства

28. Основными задачами развития военной организации государства являются дальнейшее совершенствование системы обороны страны, повышение боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил с учетом существующих и потенциальных угроз национальной безопасности в военной сфере, особенностей современных военных конфликтов, развития теории и практики военного искусства, а также реальных возможностей и ресурсов государства.

29. Основными направлениями развития военной организации государства являются:

  • повышение эффективности законодательного регулирования государственной системы стратегического планирования обеспечения национальной безопасности в военной сфере;
  • совершенствование системы планирования обороны страны;
  • оптимизация структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствии с задачами обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями государства;
  • совершенствование мобилизационной подготовки страны, системы экономического обеспечения функционирования военной организации государства;
  • развитие военной науки и совершенствование системы научного сопровождения решений, принимаемых в сфере обеспечения военной безопасности;
  • поэтапное развитие оборонно-промышленного комплекса, как основы экономической, технологической и военно-технической базы обороны;
  • переоснащение войск современными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники;
  • совершенствование систем территориальной обороны и гражданской защиты;
  • выработка новых механизмов реализации государственных программ в сфере социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
  • внедрение в практику эффективных механизмов военно-патриотического воспитания населения с вовлечением в данный процесс негосударственных некоммерческих организаций;
  • реализация комплексных мер обеспечения информационной безопасности;
  • развитие международного военного и военно-технического сотрудничества.

30. Основными направлениями развития Вооруженных Сил являются:

  • совершенствование организации, структуры и состава войск и воинских формирований Вооруженных Сил с учетом национального и зарубежного опыта военного строительства;
  • совершенствование систем боевой и мобилизационной готовности войск, планирования и организации оперативной, боевой, духовно-просветительской и психологической подготовки войск, а также подготовки обученного мобилизационного резерва;
  • оптимизация органов управления всех уровней, формирование единых защищенных информационно-коммуникационных систем управления войсками и оружием;
  • дальнейшее развитие структур оперативного (боевого) обеспечения операций и тактических действий войск;
  • повышение качества военного образования и подготовки, переподготовки и повышения квалификации национальных военных научных и педагогических кадров.

IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКТРИНЫ

1. Основы военно-экономического обеспечения обороны страны

31. Целью военно-экономического обеспечения обороны страны является удовлетворение потребностей военной организации государства в мирное и военное время в финансовых, материально-технических и других ресурсах, достаточных для реализации политики Республики Узбекистан в области обороны.

32. Военно-экономическое обеспечение обороны страны основано на следующих принципах:

а) соответствие уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации государства задачам военной безопасности и экономическим возможностям страны;

б) централизация в управлении военно-экономической деятельностью;

в) направление финансовых, материально-технических и других ресурсов на решение приоритетных задач развития военной организации государства путем разработки соответствующих целевых программ.

33. Основными задачами военно-экономического обеспечения обороны страны являются:

  • совершенствование законодательства, регламентирующего порядок размещения государственных заказов на поставку и производство продукции военного и двойного назначения, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны;
  • своевременное и рациональное экономическое и финансовое обеспечение программ развития отраслей экономики по производству продукции двойного назначения, а также программ оснащения Вооруженных Сил модернизированными и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники;
  • оптимизация расходов финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной безопасности, повышение эффективности их использования на основе взаимосвязанного, скоординированного развития всех компонентов военной организации государства;
  • создание экономических и финансовых условий для разработки и производства унифицированных, защищенных информационно-коммуникационных систем управления войсками и оружием, систем разведки, предупреждения, радиоэлектронной борьбы, а также высокоточных средств поражения;
  • развитие научно-технической, технологической и производственной базы страны, Вооруженных Сил и военной инфраструктуры;
  • обеспечение правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, содержащихся в продукции военного и двойного назначения, а также в технологиях их разработки и производства;
  • взаимная интеграция гражданского и военного секторов экономики и координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения его военной безопасности;
  • повышение уровня жизни, реализация установленных законодательством социальных гарантий военнослужащим и членам их семей;
  • совершенствование систем мобилизационной готовности и мобилизационной подготовки страны;
  • формирование запасов материальных средств;
  • осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.

34. Основой финансового обеспечения обороны страны является оборонный бюджет — составная часть Государственного бюджета Республики Узбекистан. Оборонный бюджет формируется с учетом экономических возможностей государства и реальных потребностей военной организации государства для решения оборонных задач.

35. Социальная защита военнослужащих и членов их семей осуществляется на основе законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование порядка прохождения военной службы, тылового, жилищного, медицинского и пенсионного обеспечения военнослужащих и других выработанных эффективных механизмов реализации государственных программ, обеспечивающих повышение престижа и авторитета военной службы в обществе.

36. Международное военное и военно-техническое сотрудничество организуется и проводится в соответствии с необходимостью обеспечения Вооруженных Сил новейшими и перспективными образцами вооружения, военной и специальной техники, решения задач по их модернизации, ремонту и утилизации, осуществления совместных проектов, привлечения иностранных инвестиций и технологий в оборонно-промышленный комплекс, а также подготовки, переподготовки, повышения квалификации военных, военно-технических кадров и специалистов.

2. Мобилизационная подготовка страны

37. Основной целью мобилизационной подготовки Республики Узбекистан является подготовка экономики, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, территории, населения и Вооруженных Сил к обеспечению отражения военной агрессии и удовлетворению потребностей государства и населения в военное время.

38. Основными задачами мобилизационной подготовки страны являются:

  • разработка и совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в области мобилизационной подготовки и мобилизации, установление прав, обязанностей и ответственности органов государственного и хозяйственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности в условиях многоукладной экономики;
  • формирование мобилизационного плана экономики страны;
  • разработка обоснованных решений и планов по развитию и размещению производства на выпуск (ремонт) военной и гражданской продукции, нормативов накопления государственных материальных резервов, объектов и имущества гражданской защиты, а также выработки показателей по устойчивому функционированию предприятий, учреждений и организаций в особый период;
  • установление предприятиям, учреждениям, организациям, отраслям и сферам экономики мобилизационных заданий по выпуску продукции и оказанию услуг в особый период;
  • обеспечение готовности системы управления экономикой к устойчивому функционированию в особый период;
  • развитие объектов инфраструктуры государства, обеспечивающих устойчивое функционирование экономики и жизнедеятельность населения в военное время;
  • создание и содержание в готовности специальных формирований и учреждений, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы или использования в интересах экономики страны в военное время;
  • формирование запасов материальных ценностей в государственных резервах;
  • обеспечение готовности финансовой и налоговой систем к функционированию в военное время;
  • всестороннее обеспечение мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и приведения их в готовность к выполнению возложенных задач.

3. Оборонно-промышленный комплекс страны

39. В основе экономической, технологической и военно-технической базы обороны страны лежит поэтапное развитие оборонно-промышленного комплекса, предназначенного для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в модернизированных и перспективных образцах вооружения, военной и специальной техники, а также другом военно-техническом имуществе.

40. Основными направлениями развития оборонно-промышленного комплекса страны являются:

  • реализация среднесрочных программ, предусматривающих комплексные меры по созданию благоприятных условий для эффективной работы предприятий, учреждений и организаций оборонной промышленности;
  • внедрение государственной системы формирования и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военно-технической направленности;
  • создание предприятий с участием иностранных инвестиций и налаживание кооперационных связей с заинтересованными иностранными партнерами;
  • освоение наиболее востребованных технологий в сфере создания, производства, ремонта и модернизации продукции военного назначения;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих, научных, инженерно-технических и рабочих кадров, учреждение стимулирующих социальных мер по повышению привлекательности трудовой деятельности в военном секторе экономики.

В зависимости от изменений спектра угроз национальной безопасности в военной сфере, условий военно-политической обстановки, характера современных военных конфликтов, задач и направлений развития военной организации государства, отдельные положения Доктрины могут уточняться и дополняться в установленном законодательством порядке.

Приоритетные направления деятельности государства в сфере обеспечения военной безопасности конкретизируются Президентом Республики Узбекистан — Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Узбекистан.